• Приглашаем посетить наш сайт
    Добролюбов (dobrolyubov.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Маяковский Владимир Владимирович

    Маяковский Владимир Владимирович

    МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (7.7.1893, с. Багдади Кутаисской губ. - 14.4.1930, Москва), поэт, драматург, лит. деятель. С кон. 1912 член группы кубофуту - ристов. Тогда же в Петербурге «подружился с О. М., но их быстро растащили в разные стороны» (Н. М.). Тем не менее в 1910-х гг. поэты регулярно встречались в «Бродячей собаке» (где О. М., в частности, познакомил М. с А. А. Ахматовой). В период краткого сближения О. М. с кубофутуристами М. и О. М. дважды солидарно выступали: после лекции К. И. Чуковского о футуризме (ноябрь 1913) и в «Бродячей собаке» (декабрь 1913). Тогда же О. М. «начал писать» «собственного “Лейтенанта Шмидта” рублеными рифмами Маяковского» (Иванов Г. В. Собр. соч.: В 3-х т. Т. 3. М., 1994. С. 619; текст не сохр.). Этим же годом датируется стих. О. М. «Американка», перекликающееся с ранними ур- банистич. опытами М. (Харджиев Н. И. Примечания // Стихотворения. 1973. С. 262).

    В свою очередь, на М. произвели сильное и длит. впечатление стихи О. М. 1910-х. гг. Н. М. вспоминала, что М. в присутствии О. М. однажды продекламировал наизусть строки из его стих. «Теннис» (1913). Согласно Л. Ю. Брик, М. иногда читал на память отд. строки из стих. О. М. «Сегодня дурной день...» (1911), «Петербургские строфы» (1913) и «Аббат» (1915) (В. Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963. С. 352). 1-е из этих трех стих. сам О. М. считал ритмич. прообразом программного стих. М. «Левый марш» (1918). Заглавие стих. М. 1925 совпадает с заглавием мандельшт. «Notre Dame» (1912).

    Считая О. М. стихотворцем, чуждым магистральным устремлениям советской литературы, после Окт. рев-ции 1917 М. в кругу своих соратников судил о нем подчеркнуто пренебрежительно. «Ж[аров] наиболее печальное явление в современной поэзии. Он даже хуже, чем О. Мандельштам» (это высказывание М., относящееся к 1929, приведено в мемуарах: Крученых А. Е. Наш выход: К истории русского футуризма. М., 1996. С. 150). М. участвовал в конфликтной комиссии по «делу об Уленшпигеле» и занял резко-враждебную по отношению к О. М. позицию: «Из членов комиссии особенно ругал Мандельштама Маяковский - едва ли по принципиальным, верно по личным мотивам» (Из письма А. Г. Горнфельда к Р. М. Шейниной от 27.5.1929 // РО РНБ. Ф. 211. Ед. хр. 267. Л. 17-17 об.). Однако А. Б. Гатову в сер. 1920-х гг. М. говорил, что О. М. хороший поэт. (О случайной встрече двух поэтов и немного ироничном восхищении М. стихами О. М. см.: Катаев В. П. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. М., 1984. С. 388-390.)

    О. М. высказался о порев. творчестве М. в своих заметках «Литературная Москва» (1922) и «Буря и натиск» (1923), подвергая ревизии акмеистич. иерархию лит. оценок и отчасти вслед «за громкой “чисткой поэтов”», к-рую М. устроил в Политехн. музее 19.1.1922. Признание грандиозности поэтич. и идеологич. задач, поставленных перед собой М., соседствует здесь с негативной и иронич. оценкой сознат. стремления М. предельно упростить свои стихи: «Маяковским разрешается элементарная и великая проблема “поэзии для всех, а не для избранных” <...> Подобно школьному учителю, Маяковский ходит с глобусом, изображающим земной шар, и прочими эмблемами наглядного метода», однако его «стихи весьма культурные: изысканный раешник, чья строфа разбита тяжеловесной антитезой, насыщена гиперболическими метафорами и выдержана в коротком паузнике. Поэтому совершенно напрасно Маяковский обедняет себя. Ему грозит опасность стать поэтессой, что уже наполовину совершилось». Обыгрывая шутку О. М., Ф. Сологуб в 1925 говорил В. В. Смиренскому: «Мандельштам и Маяковский - не поэты, а поэтессы» (Неизданный Ф. Сологуб. М., 1997. С. 407). В заметке «Выпад» (1923) О. М. назвал М. в ряду поэтов «не на вчера, не на сегодня, а навсегда».

    В 1920-23 М. и О. М. эпизодически виделись на заседаниях Моск. лингвистич. кружка [Jakobson R. An Example of Migratory Terms and Institutional Models (On the fiftieth of the Moscow Linguistic Circle) // Seleckted Writings. P., 1971. Vol. II. P. 532].

    Резкая полемика между М. и Г. А. Шенгели нашла отражение в эпиграмме О. М. на Шенгели «Кто Маяковского гонитель...» (ок. 1927). Образ «дырки от бублика» из финальной главки «Четвертой прозы» (1930) О. М. восходит к реплике Француза из 2-го действия «Мистерии-буфф» (1920-21) М. (см.: Гаспаров Б. М. «Извиняюсь» // Культура русского модернизма. Статьи, эссе и публикации. В приношение В. Ф. Маркову. М., 1993. С. 119).

    О. М. узнал о самоубийстве М. от А. И. Безыменского в Сухуме, 14.4.1930. «Человек устроен наподобие громоотвода. Для таких новостей мы заземляемся, а потому и способны их выдержать» (Из черновиков к «Путешествию в Армению», 1931-32). Хотя фрагмент о смерти М. в итоговый вариант «Путешествия в Армению» О. М. не включил [возможно, избегая слишком отчетливых перекличек с «Охранной грамотой» (1930) Б. Л. Пастернака], исследователи обнаруживают в «Путешествии в Армению» весьма много- числ. реминисценции из произв. М. и скрытые отсылки к его образу (Кацис. С. 465-482; Ронен. С. 163). В «Стихах о русской поэзии» (1932) О. М. «к смерти Маяковского» «относятся строки о “кровавом белке” и “страшном колесе” лабораторной центрифуги, крутящем ту “поэтическую белку”, которая описана в поэме “Про это”» (Ронен. С. 66).

    Предваряя чтение своих стихов на вечере в моск. Политехи. музее 14.3.1932, О. М., спровоцированный вступит. словом Б. М. Эйхенбаума, «минут тридцать пять (без преувеличения)» восторженно говорил о М. [Соколова Н. А. 14 марта 1933 г.: Вечер О. Мандельштама: (Из старых записей) // «И ты, Москва, сестра моя, легка...». С. 441. С. И. Липкину, присутствовавшему на этом вечере, запомнилась формула О. М.: «Маяковский - точильный камень русской поэзии» (Липкин С. И. Угль, пылающий огнем: Зарисовки и соображения. М., 1991. С. 20)].

    В «Ариосте» (1933) О. М., посв. воссозданию образа идеального поэта, реминисценции из А. С. Пушкина подтексты также совмещены с микроцитатами из произведений М. (Лекманов. С. 573-574).

    Лит.: Опыт анализа // Филологические науки. 1981. № 6; Гатов А. Б. Уроки мастерства // ЖиТМ; Кривулин В. От немоты к немотству (Маяковский и Мандельштам) // Звезда. 1991. № 1; Петрова Н. Мотив «флейты»: Маяковский и Мандельштам // ЛО. 1993. № 9/10; Кацис Л. Ф. Маяковско-Пастер- наковские эпизоды в «Путешествии в Армению» и «Разговоре о Данте» О. Мандельштама (К проблеме «Вторая проза» «первых поэтов») // Russian Literature. Vol. XLI. (1997); Бабаев Э. Г. Рассказы без легенды // Поэзия и живопись: Сб. тр. памяти Н. И. Харджиева. М., 2000; Лекманов О. А. Мандельштам и Маяковский: взаимные оценки, переклички, эпоха (наблюдения к теме) // Лекманов О. А. Книга об акмеизме и др. работы. Томск, 2000; Ронен О. Поэтика О. Мандельштама. СПб., 2002.

    О. А. Лекманов.

    Раздел сайта: