• Приглашаем посетить наш сайт
    Екатерина II (ekaterina-ii.niv.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Лурье Артур Винсент

    Лурье Артур Винсент

    ЛУРЬЕ Артур Винсент (или Артур Сергеевич) (наст. фам., имя и отчество Лурья Наум Израилевич) [1.5.1892, Про- пойск (ныне Славгород Могилевской обл., Белоруссия) - 12.10.1966, Принстон, штат Нью-Джерси, США], рус. и амер. композитор, муз. критик. С 1922 в эмиграции. Был близок с А. А. Ахматовой.

    С О. М. познакомился не позднее 1912. О дружбе О. М. и Л. в «Листках из дневника» упоминала Ахматова: «Артур Сергеевич Лурье, который близко знал Мандельштама и который очень достойно написал об отношении Осипа Мандельштама к музыке, рассказывал мне (10-е годы), что как-то шел с Мандельштамом по Невскому, и они встретили невероятно великолепную даму. Осип находчиво предложил своему спутнику: “Отнимем у нее все это и отдадим Анне Андреевне”» (Ахматова. С. 142; речь идет о мему- арно-аналитич. очерках Л. «Чешуя в неводе» и «Детский рай», рассказывающих об отношении О. М. к музыке). Еще одно из восп. об О. М. было связано для Ахматовой с музицированием Л. в ее доме в Царском Селе; в набросках к «Листкам из дневника» она записала фразу Н. С. «Осип, отойди. Артур Сергеевич, играйте!» (цит. по: Кац, Тименчик. С. 25). В 1910-е гг. О. М. и Л. встречались также в «Бродячей собаке», в доме у А. А. Попова, в частности 31.10.1914 (см.: Камень. 1990. С. 263), а также в квартире № 5 АХ, где жили братья Л. А. и Н. А. Бруни (см.: Пар ни с А. Е. Штрихи к футуристическому портрету О. Э. Мандельштама // Слово и судьба. С. 187-188). В очерке «Чешуя в неводе» (1961) Л. сообщает, что О. М. «страстно любил музыку, но никогда об этом не говорил», а также вспоминает о процессе создания «Оды Бетховену» (1914) О. М. (см.: Лурье А. С. Осип Мандельштам). В эссе «Детский рай» (1963) Л. пишет об особенностях поэтики и своеобразии личностей Ж. де В. В. и О. М.: «Все трое были безумцами», однако О. М. «был при всех своих чудачествах нормален, и только в контакте с поэзией впадал в состояние священного безумия <...> Эсхатологическое сознание было главной движущей силой Мандельштама, подлинной творческой интуицией в ее высшей категории и на большой глубине» (Он же. Детский рай. С. 274, 279). Можно предположить нек-рый взаимообмен идеями между композитором и поэтом: напр., «Ода Бетховену» (1914) О. М. значимо перекликается с написанной той же осенью ст. Л. «Бетховен и Вагнер» (см.: Кац, Тименчик. С. 33). Свою ст. «Голос поэта (Пушкин)» (1922) Л. снабдил эпиграфом из стих. О. М. «Silentium» (1910): «Останься пеной, Афродита, и слово в музыку вернись», а закончил ее повторением этого призыва О. М. и цитированием еще одного фрагмента «Silentium» [см.: Там же. С. 172; в этой же работе высказывается предположение, что эпиграф из «Silentium» О. М. к стих. Ахматовой «Самой поэме» (1960) связан «с получением Ахматовой известия о том, что находящийся в Америке Артур Лурье написал музыку на фрагмент из “Поэмы без героя”» (Там же)].

    Соч.: Осип Мандельштам // Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993; Детский рай // Там же.

    Лит.:

    Раздел сайта: