• Приглашаем посетить наш сайт
    Гаршин (garshin.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Лондон Джек

    Лондон Джек

    ЛОНДОН (London) Джек [наст. фам. и имя Джон Гриффит Чейни (англ. John Griffith Chaney) Джон] (12.1.1876, Сан-Франциско, США - 22.11.1916, Глен-Эллен, близ Сан- Франциско), амер. писатель, автор рассказов, драм. произведений, романов и публицистики. С 1905 его произведения начали переводиться в России, издат. пик пришелся на нач. 1910-х гг.

    Отзывом О. М. на творчество Л. стала рец. (см.: А. 1913. № 3. С. 72-74) на продолжавшееся изд.: Лондон Д. Собр. соч. / предисл. Л. Н. Андреева; пер. с англ. Под ред. А. Н. Кудрявцевой. СПб., 1912 (в окончат. виде: В 18 т. СПб., 191215; в 1912 изданы т. 1-11, 13, в 1913 - т. 12, 15, 16; см.: Д. Лондон: Библиографический ук. М., 1969. С. 31-33; там же - содержание томов). Текст входит в небольшой цикл рецензий О. М. 1912-13, появление к-рых, возможно, стало для него способом выражения активно формировавшегося в этот период «акмеистического» мировоззрения (см. Акмеизм). и хорошо усвоенный дарвинизм, <...> прикрашенный дешевым и дурно пахнущим ницшеанством» (1. С. 190). Называя Л. «мнимым дикарем», связанным «с новейшим, чисто американским развитием техники» (Там же. С. 188), вслед широкой филос. и худож. традиции, О. М. противопоставил культуру и цивилизацию и ввел понятие дикарства, дикости, нередко используемое в его худож. мире для выражения начала, не соотносящегося с европ. - в ее широком понимании - культурой. На основе этих понятий О. М. дал развернутое определение «дикарского» сознания совр. ему Америки, актуальное для него и впоследствии, - см. ст. «О природе слова» (1920-22); в нач. 1930-х гг. он связывал это противопоставление с идеологией рус. символизма (см.: Гинзбург Л. Человек за письменным столом: Эссе. Из воспоминаний. Четыре повести. Л., 1989. С. 145). В таком контексте неслучайно упомянут «похвальный отзыв Леонида Андреева. Если бы издатель пожелал заручиться мнением настоящего профессора “дурного вкуса”, он не мог бы сделать лучшего выбора» (1. С. 188). Др. положение рец.: «Джек Лондон никогда не поднимается выше мудрости кинематографа» (Там же. С. 189) - определило присутствующее в мандельшт. критич. прозе с сер. 1920-х гг., с одной стороны, выявление у «низовой» кинопродукции связи с ложно понятыми «экзотикой» и «этнографизмом» и, с др. стороны, сравнение низкопробной, «бульварной», преим. зап.-европ. лит-ры с такого рода кинематографом. Именно в кинематографич. ореоле в это же время в одной из внутр. рец. (1926-27) О. М. выделил гл. сюжетную составляющую прозы Л.: «.Сильно дегенерировавший Джек Лондон. Клондайкские приключения, драки, свирепые ситуации - все это путь к обладанию экзотической красавицей - “кинозвездой”» (2. С. 588). Тогда же в заметке «Пьер Гамп» (1923) О. М. в оценочном ряду определил творчество Л. как уступающее прозе П. Гампа (см.: Там же. С. 345-346).

    Лит.:

    С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: