• Приглашаем посетить наш сайт
    Хлебников (hlebnikov.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    «Аполлон»

    «Аполлон»

    «АПОЛЛОН», лит.-худож. журнал модернистского направления. Выходил в Петербурге (адрес редакции - ул. Мойка, д. 24) в 1909-1917. Инициатором создания «А.», а также редактором был литератор и худож. критик С. К. Маковский. Он привлек к выработке концепции И. Ф. Анненского, В. И. Иванова и А. Н. Бенуа, целый ряд идей к-рых лег в основу редакц. программы журнала. По замыслу создателей, «А.» должен был стать преемником крупнейших периодич. изданий модернизма и явиться знаком начала нового этапа в развитии культуры России. Образцом послужил журнал «Мир искусства», отличавшийся широтой эстетической платформы (к этому изданию Маковский был близок с 1898).

    Мандельштамовская энциклопедия. «Аполлон»

    Обложка журнала «Аполлон»

    Задача журнала мыслилась как консолидация лучших творч. сил нового искусства России, невзирая на несходство эстетич. позиций разл. течений и направлений. Центром объединения послужила идея «аполлонизма» - свободного, сознат. творчества, к-рое опирается на живую традицию и ставит перед собой сугубо худож. задачи вне идеологич. ограничений. Важнейшим мерилом провозглашались эстетич. вкус и чувство меры. Т. о., «А.» открещивался, с одной стороны, от декадентства и от религ.-мистич. направления в культуре, а с другой - от «слепого новаторства, не признающего никакой преемственности» (Маковский С. К. Ответ Н. Пунину. Аполлон. 1913. № 9. С. 9). Одной из наиб. определенных манифестаций «аполлонизма» был «кла- ризм» М. А. Кузмина (см. его ст. «О прекрасной ясности» в: Апполон. 1910. № 4). В таком контексте естественно сближение «аполлонизма» и нарождающегося акмеизма при том, что на страницах издания публиковались и произведения символистов (см. Символизм).

    Равное внимание в «А.» уделялось литературе, изобразит. искусству, музыке. Среди ближайших сотрудников - С. А. Ауслендер (ведущий рубрики «Петербургские театры»), А. А. Ахматова, Бенуа, А. А. Блок, Л. П. Брюллова, Е. И. Васильева (Черубина де Габриак), С. М. Волконский, М. А. Н. Н. Врангель, А. Л. Волынский, С. М. Городецкий, Н. С. Гумилев, И. фон Гюнтер, М. В. Добужин- ский, Е. А. Зноско-Боровский, В. И. Иванов, Г. В. Иванов, В. Г. Каратыгин, В. Г. Князев, В. А. Комаровский, Кузмин (рубрика «Заметки о русской беллетристике»), М. Л. Лозинский, М. Л. Моравская, К. С. Петров-Водкин, А. Н. Толстой, В. А. Чудовский (секр. редакции), К. И. Чуковский, Г. И. Чулков и др. На страницах «А.» впервые увидели свет такие важные статьи-манифесты, как «О прекрасной ясности: Заметки о прозе» Кузмина (1910. № 4), «Наследие символизма и акмеизм» Гумилева, «Некоторые течения в современной русской поэзии» Городецкого (оба текста 1913. № 1) и др.

    Литераторов привлекала не только свобода «А.» от тенденциозности или партийности, но и особая атмосфера, сложившаяся в редакции и в кружке авторов. Обсуждение и критика произведений, разработка планов ближайших номеров и программы в целом производились коллективно (приблизительно так же, как на заседаниях «Цеха поэтов»).

    Эстетич. позиции «А.» оказали существ. влияние на творчество О. М., в частности на его понимание поэтич. свободы. В «А.» № 9 за 1910 состоялся поэтич. дебют О. М.; стихотворения «Дано мне тело - что мне делать с ним...», «Невыразимая печаль.», «Когда удар с ударами встречается.», «Медлительнее снежный улей.», «Истончается тонкий тлен.», «Silentium», без заглавия). С появлением О. М. в редакции связан анекдот о том, как его привела туда мать. Впоследствии О. М. регулярно печатал в «А.» как стихи, так и статьи, имевшие программный характер и для его творчества, и для формирования эстетики акмеизма в целом («О собеседнике» 1913. № 2; «Франсуа Виллон». 1913. № 4; «Петр Чаадаев». 1915. № 6-7). На страницах «А.» публиковались «Письма о русской поэзии» Гумилева, касавшегося в ряде случаев поэзии О. М. (1914. № 1-2), и его же рецензия на второе издание «Камня» (1916. № 1).

    В. В. Калмыкова.

    Раздел сайта: