• Приглашаем посетить наш сайт
    Екатерина II (ekaterina-ii.niv.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Лафонтен Жан

    Лафонтен Жан

    ЛАФОНТЕН (франц. de La Fontaine) Жан де (8.7.1621, Шато-Тьерри, Франция - 14.4.1695, Париж), франц. поэт и баснописец, автор 3 стихотв. сборников и 12 книг басен; в 1683 избран чл. Франц. академии. Последоват. сторонник классицизма (в круг его близкого общения входили Н. Бу- ало, Ж.-Б. Мольер, Ж. Расин), Л. получил известность как создатель более сюжетной, «повествовательной» разновидности басни (ориентированной на ср.-век. лит. перспективу), практически избегающей традиционного дидактич. начала и сатирич. направленности.

    Очевидно, именно в силу этого в мандельшт. худож. мире Л. присутствует как автор, канонизировавший жанр басни для европ. литературы и культурной традиции в целом, и в этом качестве выступает в роли своеобразного «обратимого термина сравнения», в т. ч. и для нелит. составляющих. В предисловии к кн. Л. Перго «Рассказы о животных» (1927) О. М. опосредованно охарактеризовал худож. манеру Л., отнеся его к числу абсолютного большинства авторов, не способных написать рассказ о животных так, чтобы «у зверей не было человеческих свойств, чтобы они не говорили литературным языком или не подделывались под детский лепет, чтобы это были действительно звери, а не очеловеченные животные» (2. С. 463). Вместе с тем неск. позднее, в «Путешествии в Армению» (1931-32), зооморфная тематика и образность басен Л. получает исключительно высокую оценку и парадоксальным образом прямо связывается с достижениями естеств. наук, в первую очередь с теорией эволюции: «Лафонтен <...> подготовил учение Ламарка. Его умничающие, морализующие рассудительные звери были прекрасным живым материалом для эволюции. Они уже разверстали между собой ее мандаты»; соответственно, этой характеристике предшествует «зеркальное» определение: «У Ламарка басенные звери. Они приспосабливаются к условиям жизни по Лафонтену» (3. С. 202). Очевидно, ввиду столь высокого оценочного статуса Л. в семантич. окружение его фигуры включается имя И. А. Крылова, более того, оба автора в определ. смысле отождествляются именно посредством их метафорич. «причастности» к теории эволюции: «Уже расположились дети играть в песочек у подножья эволюционной теории дедушки Крылова, то бишь Ламарка-Лафонтена» (Там же. С. 203); о металит. ореоле этого фрагмента см.: Шин- дин С. Г. Фрагмент поэтического диалога Мандельштама и Хлебникова // Смерть и бессмертие. С. 265. В более общем плане фигуру Л. в мандельшт. мире можно связать с устойчиво присутствующим в актуальных контекстах мотивом басни и ее жанровых и содержат. составляющих.

    выступавший в качестве одного из культурных ориентиров поэтики Л.; сюжетная схема этого текста, по мнению М. Л. Гаспарова, отражена в мандельшт. стих. «Реймс - Лаон» («Я видел озеро, стоявшее отвесно. », 1937), причем в качестве опосредующего содержат. элемента, по предположению О. Ро- нена, могла выступить басня Крылова «Лев, серна и лиса»; см.: ГаспаровМ. Л. Поэт и общество: Две готики и два Египта в поэзии О. Мандельштама // «Сохрани мою речь»- 3(1). С. 33.

    С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: