• Приглашаем посетить наш сайт
    Добролюбов (dobrolyubov.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Ласк Эмиль

    Ласк Эмиль

    ЛАСК (Lask) Эмиль (25.9.1875, Владовице, Австро-Венгрия - 25.5.1915, Турца Мата, Галиция, Австро-Венгрия), нем. философ-неокантианец. Окончил Страсбургский и Фрайбургский ун-ты как правовед и философ. В 1901-04 преподавал в Берлинском ун-те. Свою первую докт. дис. («Идеализм Фихте и история») защитил в 1902 во Фрайбурге, вторую («Гегель и мировоззрение Просвещения», под руководством В. Виндельбанда) - в Гейдельберге, где жил и работал. С 1905 приват-доцент, с 1910 - проф. Гейдельбергского университета. В своих воззрениях Л. оставался приверженцем неокантианства и, в известном смысле, противостоял представителю «баденской школы» Г. Риккерту (1863-1936) и его последователям, внеся значит. вклад в развитие феноменологии Э. Гуссерля и философию 20 в. в целом [см.: H o b e. Emil Lask’s Rechtsphilosophie // Archiv fur Rechts- und Sozialphilosophie LIX/2 (1973). S. 221-235].

    В период обучения в Гейдельбергском ун-те (1909-10) О. М., очевидно, прослушал в зимнем семестре лекционный курс Л. «История новейшей философии до Канта включительно»; см.: Н ерлер. 1994 (1). С. 36-38, 72-73. Одноврем. с О. М. курс посещал А. А. Штейнберг, позднее писавший у Л. докт. дис. «О понятии реального». К этому времени уже вышли две книги Л. - «Идеализм Фихте и история» (1902) и «Философия права» (1905), в 1910 опубл. «Логика философии и учение о категориях». Прямые следы влияния концепции Л. на О. М. явного выражения не нашли; вместе с тем есть основания предполагать, что именно его лекции, посв. истории философии и, в частности, учению И. Канта, могли оказать заметное формообразующее воздействие на мандельшт. натурфилос. взгляды. Также немаловажен тот факт, что концепция Л. в определ. смысле была актуальна для окружения издававшегося в 1-й пол. 1910-х гг. журнала «Логос», посв. проблемам философии культуры и возникшего по инициативе т. н. «гейдельбергского философского содружества» - группы обучавшихся у Риккерта выходцев из России; см.: Безродный М. В. Из истории русского неокантианства (журнал «Логос» и его редакторы) // Лица: Биографический альманах. 1. М.; СПб., 1992. С. 372 и сл. В данной связи характерен портрет С. И. Гессена, содержащийся в одном из неопубл. вариантов восп. А. Белого: «Выговаривал он положительно, сухо и веско, оформливая (так! - П. Н., С. Ш.) для О. М. и позднее, во время его обучения в Санкт-Петербургском Императорском университете, где преподавал один из наиб. известных рос. философов-не- окантианцев проф. А. И. Введенский. Если сам факт и обстоятельства трагич. гибели в бою блестящего проф. (еврея по национальности) Л. на фронте, куда он записался добровольцем, были известны О. М., то есть основания предполагать, что судьба и образ Л. косвенно отразились в стих. О. М. «К немецкой речи» («Себя губя, себе противореча...», 1932).

    Лит:

    П. М. Нерлер, С. Г. Шиндин.