• Приглашаем посетить наш сайт
    Дельвиг (delvig.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Комиссаржевская Вера Федоровна

    Комиссаржевская Вера Федоровна

    КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна (27.10.1864, С.-Петербург - 10.2.1910, Ташкент), актриса. Для О. М. фигура К. символична, что видно по трактовке образа актрисы в посв. ей отд. главе («Комиссаржевская») в «Шуме времени». Личность К. рассматривается здесь в контексте рассуждений О. М. о специфике памяти и биографии рус. интеллигента-разночинца, к-рому присуще стремление к самоописаниям на материале прочитанного, а не прожитого. Знаковая фигура актрисы соотнесена с рев-цией как явлением: К. понята поэтом как ее предтеча.

    О. М. трактует личность и творчество актрисы не в контексте ее причастности к символистской театр. и культурной эстетике, а в русле ее соотнесенности с народниче- ски-разночинской проблематикой времени. Известно, что К. перед тем, как обратиться к символистскому театру, уделяла большое внимание драматургии М. Горького (постановка пьесы «Дачники») и авторов изд-ва «Знание». О. М. передает конкретные черты ее индивидуальной пластики, сценич. поведения: «Ходить и сидеть она скучала»; «у Ко- миссаржевской были все данные большой трагической актрисы, но в зародыше», и сравнивает К. с Жанной д’Арк, отмечает ее роль как одного из духовных лидеров поколения. Специфика сценич. искусства К., по мнению О. М., способствовала введению рус. театра в общеевроп. культурное пространство.

    В 1904 К. организовала собств. театр. труппу и собств. драм. театр. В «студии на Офицерской» (с 1906) спектакли ставились в соответствии с ее пониманием театр. эстетики, к-рая для О. М. также являлась одним из знаков эпохи, передававших внутр. потребность зрителя: «Для начала она выкинула всю театральную мишуру: и жар свечей, и красные грядки кресел, и атласные сукна лож. Деревянный амфитеатр, белые стены, серые сукна - чисто, как на яхте, и голо, как в лютеранской кирке». Несовпадением эстетич. принципов О. М. объяснял уход К. из петерб. Александрин- ского театра, в труппе к-рого она была занята в 1896-1902.

    Особое внимание О. М. уделяет голосу актрисы, к-рый, с его точки зрения, подчинен законам и требованиям «словесного строя» драм. произведения. Именно голос, при всей мгновенности и неповторимости этой составляющей спектакля, является для О. М. залогом жизнеспособности театра как искусства.

    В главе «Шума времени» О. М. конкретно говорит о двух спектаклях театра К. - «Гедда Габлер» Г. Ибсена и «Балаганчик» А. А. Блока. Пьеса Ибсена - «комнатная драма» - в трактовке К. приобрела все черты трагедии, а произведение Блока явилось насмешкой над «ложным и невозможным кислородом театрального чуда», ставя его, К. «посмеялась над собой».

    Мандельштамовская энциклопедия. Комиссаржевская Вера Федоровна

    Вера Федоровна Комиссаржевская

    Пригласив в свой театр В. Э. Мейерхольда в качестве режиссера, К. начала устраивать «субботы», на к-рых присутствовал весь лит. Петербург, в частности поэты и литераторы, в чей круг входил и О. М.

    Образ К. оставался знаковым для современников, в частности, для О. М., и после ее смерти. Так, в 1914 на сцене театра-студии им. К. была поставлена трагедия В. А. Озерова «Дмитрий Донской», чему посвящено стих. О. М. «Есть ценностей незыблемая скала...». Кабаре «Бродячая собака», завсегдатаем к-рого являлся О. М., организовано Б. К. Прониным, быв. актером театра К. при ее жизни.

    Н. Н. Сапунова, трагически погибшего летом 1912. Мотив внезапной смерти в расцвете сил, непрочности и ненадежности земного бытия при том, что оно, безусловно, прекрасно, составляет одну из смысловых линий «Камня», см.: «Но если ты мгновенным озабочен, / Твой жребий страшен и твой взор непрочен!» («Паденье - неизменный спутник страха», 1912).

    В системе ценностей О. М. фигура К. связана еще с неск. темами. Так, его рассуждения о голосе актрисы и тексте в ее исполнении отразились впоследствии в ст. «Художественный театр и слово». Трагич. дарование К. вызвало внимание О. М. к трагедии как театр. жанру и шире - к театр. эстетике рус. и зап. классицизма, несмотря на то что К. в своем театре выступала против влияния зап. эстетики, и О. М. сам отмечал противостояние обеих эстетич. позиций.

    Лит.:

    В. В. Калмыкова.

    Раздел сайта: