• Приглашаем посетить наш сайт
    Григорьев А.А. (grigoryev.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Кант Иммануил

    Кант Иммануил

    КАНТ (Kant) Иммануил (22.4.1724, Кёнигсберг, Германия - 12.2.1804, там же), нем. философ, родоначальник классич. нем. филос. науки, внес существ. вклад в логику, математику, астрономию, естествознание, этику, эстетику. Основу филос. мировоззрения К., излож. в его гл. трактатах «Критика чистого разума» (1781), «Критика практич. разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790), составляет учение о явлениях и вещах, как они существуют сами по себе - «вещах в себе».

    Мандельштамовская энциклопедия. Кант Иммануил

    Эммануил Кант

    О. М. мог близко познакомиться с философией К. уже во время обучения в Гейдельбергском университете (19091910), являвшимся одним из центров неокантианства. О. М. посещал лекции философов-неокантианцев фрайбургской (баденской) школы В. Виндельбанда и Э. Ласка, Штейнберга (к-рый сам в этот период активно занимался изучением кантовского наследия), зафиксированным К. Брауном, курс Виндельбанда о К. не заинтересовал О. М.; присутствовал ли он на заявленном на зимний семестр курсе лекций Ласка «История новейшей философии до Канта включительно», с уверенностью утверждать невозможно. Тем не менее кажется вполне допустимым предполагать, что в круг филос. знаний О. М. входили не столько воззрения самого К., сколько их развитие и преломление в нем. неокантианстве, интерес к к-рому, очевидно, проявлял и С. П. ; так, 21.11.1910 он записал в своем дневнике: «Сегодня вечером до 1 часу пополуночи я был у Вяч. Ив. Иванова. Много говорили <...> о значении неокантианства, о символизме. <...> Был разговор и о И. Э. Мандельштаме, которого В. И. ценит». Одновременно с этим имя К. и обращение к его трудам постоянно присутствовали в докладах и дискуссиях в Религиозно-философском обществе, мандельшт. интерес к деятельности к-рого, вероятно, возрос под влиянием Каблукова.

    Дальнейшее знакомство О. М. с философией К. могло происходить во время его обучения в , где преподавал один из наиболее известных рос. философов-неокантианцев магистр философии проф. А. И. Введенский: весной 1912 и весной 1914 О. М., очевидно, прослушал курсы его лекций по истории древней философии. Ср. свидетельство Ю. Г. Оксмана о сту- денч. настроениях сер. 1910-х гг.: «Лекции и книги проф.

    А. И. Введенского проповедовали неокантианство, а потому почти все студенты-филологи были яростными противниками вульгарного материализма <...> Историю новой философии мы знали по Виндельбанду» [цит. по: Чудакова М. О., Тоддес Е. А. Тынянов в воспоминаниях современника // Тыняновский сб.: Первые Тыняновские чтения. Рига, 1985. С. 93]. Эти же имена соединены О. М. в письме к матери из Коктебеля 20.7.1916 в связи с предстоящей сдачей экзамена: «Обязательно осенью сдаю свои экзамены; узнай, пожалуйста, сроки и пришли древнюю философию Виндельбанда или Введенского». Др. заметным представителем неокантианства, с к-рым О. М. как студент общался неоднократно, был И. И. Лапшин - приват-доцент, а затем профессор кафедры философии: как следует из зачетной книжки, О. М. сдавал ему экзамены по логике (5.9.1913), введению в философию (24.4.1914) и древней философии (7.9.1916). Возможно, учение К. каким-то образом входило в круг акмеистич. тем сер. 1910-х гг., см. более позднее свидетельство Вас. В. «Новой школы из акмеизма не родилось потому, что школы творятся только мировоззрениями <. > акмеисты не знали, куда пристать (искренние старания Гумилева насадить нечто вроде нового кантианства не привели ни к чему)».

    В целом говорить о безусловном приятии О. М. философии К., очевидно, нельзя, см. относящееся к нач. 1930-х гг. свидетельство Н. М.: «С германской философией явно не ладилось: однажды купил томик Канта, понюхал, сказал: “Наденька, это не для нас” - и закинул за книги, чтобы не соблазняться». Прямые текстуальные отражения учения К. у О. М. практически не встречаются, их присутствие представлено, как правило, в метафорич. форме. Так, в акмеи- стич. манифесте О. М. «Утро акмеизма» (1912; или 1913, или 1914) появляется образ «мировой клети, которую с помощью своих категорий построил Кант». Свидетельство высокой оценки личности и философии К. - включение его имени в предельно значимый для О. М. ценностный ряд в ст. «Пшеница человеческая» (1922), где упоминается ист. (т. е. европ.) земля, «несущая Рим и собор святого Петра, носившая Канта и Гете». Отражением влияния учения К. можно, вероятно, считать неоднократное соотнесение его имени с категорией времени, см. во фрагментах ранней ст. [«Скрябин и христианство»] (1917): «Христианская вечность - это кантовская категория, рассеченная мечом серафима»; ср. в «Разговоре о Данте» (1933) об одной из песен дантовской «Божественной комедии»: «Временные глагольные формы изготовлял для десятой песни в Кенигсберге сам Иммануил Кант». Возможно, в худож. мире О. М. зафиксированы следы знакомства с космологич. гипотезой К., излож. в соч. «Всеобщая естеств. история и теория неба» (1755) и ставшей одной из основ совр. науч. представления о . Согласно этой концепции, образование планетной системы происходило из рассеянной материи благодаря вращат. движению пылевого облака вокруг Солнца; см. в этой связи описание итал. городов в «Разговоре о Данте»: «Кольца ада не что иное, как сатурновы круги эмиграции. <...> Пиза, Флоренция, Лукка, Верона - эти милые гражданские планеты - вытянуты в чудовищные кольца, растянуты в пояса, возвращены в туманное, газообразное состояние»; как возможное перенесение этой концепции на атомарный уровень см. характеристику японской танки в ст. «Девятнадцатый век» (1922): «Она <...> есть сама мир и постоянное внутреннее вихревое движение внутри атома».

    По предположению совр. исследователя, в относящемся к раннему периоду стих. «Не говорите мне о вечности.» (1909) отражены следы мандельшт. знакомства с кантовской «Критикой способности суждения». С присутствующим в этом сочинении фрагменте о соловьином пении, по мнению др. исследователя, связано формирование в худож. мире О. М. образа бога Нахтигаля.

    Лит.: 2003. №. 63 С. 59-82; Он же. Шок памяти: Автобиографическая поэтика Вальтера Беньямина и Осипа Мандельштама. М., 2005 (по им. ук.); Именной указатель // Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: 1907-1917: В 3 т. Т. 3: 1914-1917 / сост. и подгот. текста O. Т. Ермишина и др. М., 2009; Сальман М. Г. Осип Мандельштам: годы учения в Санкт-Петербургском университете (по материалам Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга) // RL. 2010. Vol. LXVIII. № 3-4. P. 447-499; Микушевич В. Бог Нахтигаль (Эстетика Канта и Шиллера в стихотворении Осипа Мандельштама «К немецкой речи») // СМР. Вып. 5. С. 383-389; Н ер л ер П. М. «На западе, у чуждого семейства...»: семестр в Гейдельберге // Нерлер П. Con amore: Этюды о Мандельштаме. М., 2014. С. 275-331; Brown C. Mandelstam. Camb., 1973.

    С. Г. Шиндин.