• Приглашаем посетить наш сайт
    Бальмонт (balmont.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Анаграмма

    Анаграмма

    АНАГРАММА, в совр. филологии - специфич. способ организации литературного, преим. поэтич. произведения или его части, при к-ром некое ключевое слово, актуальное в плане содержания, «распыляется» в плане выражения т. о., что фонетич. строй текста оказывается полностью или частично ориентирован на набор фонем, составляющих это ключевое слово (чаще всего имя собственное). А. следует отличать от собственно худож. приема - аллитерации, представляющей собой явное устойчивое повторение в строке или строфе одного или неск. согласных звуков; клас- сич. примерами аллитерационного построения являются стихи К. Д. Бальмонта и А. А. Блока.

    Основоположником концепции А. считается Ф. де Сос- сюр, к-рый в своих неопубл. при жизни записях нач. 20 в. впервые высказал предположение о возможности присутствия в архаич. текстах анаграмматических структур, отражающих сакральные имена и понятия. Теоретич. развитие взгляды Соссюра получили у целого ряда совр. исследователей (прежде всего Ж. Старобинского), в т. ч. и отечественных (Иванов Вяч. Вс.), следствием чего стало выявление анаграмматич. моделей и в индивидуальных худож. текстах. В более широкую перспективу А. была включена в исследованиях К. Леви-Строса, предложившего понятие «анаграмматических возможностей» текста, к-рые он трактовал как основополагающие и исключит. архаичные. Гл. проблемой при выявлении А. является невозможность бесспорного определения факта присутствия А. и степени ее осознанности как самим автором лит. произв., так и его читателями. В совр. мандельштамоведении концепция

    А. стала актуальной с нач. 1970-х гг., при этом характерно, что именно анализ произведений О. М. во многом стимулировал ее развитие в отеч. науке. Можно предположить, что сам О. М. осознавал анаграмматич. потенции фонетич. организации поэтич. текста; во всяком случае, в устной шуточной «строке» он совершенно явно обыграл А. фамилии А. А. Ахматовой - ср. в ее воспоминаниях, относящихся к 1934: «Осип <...> бегал по комнате и кричал: “Как оторвать Ахматову от МХАТа?”». Еще отчетливее подобный подход проявился в обращенном к Н. В. Недоброво шуточном мандельшт. четверостишии (1913-14), содержащем совершенно прозрачную А. имени адресата: «Сюда пришел Не- доброво - / Несдобровать мохнатым соснам». К подобным смысловым построениям можно отнести и фонетически совершенно симметрич. каламбурные А. - ключевое «Лев Гумилев» в: «Марию Лев преследовал в пустыне»; ср.: «- Наташа, как писать: “балда”? / - Когда идут на бал, - то: “да!”» и т. п., - вплоть до прямого иноязычного анаграм- мирования (ключевое слово нем. Blut «кровь»: «Есть блуд труда, и он у нас в крови». При этом в большинстве случаев «объектом» А. становится имя собственное, относящееся или к сфере личной биографии автора, или к широкой культурно-ист. традиции.

    Отд. анаграмматич. модели в текстах О. М. выявлялись Р. О. Якобсоном (стих. «Возьми на радость из моих ладоней...», ключевое слово «Харон»), Н. О. Нильссоном (стих. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «зеркальная» А. «Гомер» - «море», В. В. Ивановым (стих. «Пусти меня, отдай меня, Воронеж...», ключевое слово «Воронеж»), О. Роненом (название первого поэтич. сб. О. М. «Камень», ключевое слово «акме», ведущее к «акмеизму»; стих. «Раковина», ключевое слово «Ницше», М. Ю. Лотманом (стих.

    «Твой зрачок в небесной корке...», ключевое слово «роговица»; «Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма...», ключевое слово «топор», фрагмент «Стихов о неизвестном солдате», ключевое слово «яблоко»), В. Н. Топоровым (стихотворения о Риме, ключевое слово «Рим»; фрагмент «Стихов о неизвестном солдате», ключевое слово «Филомела»), Д. И. Черашней (стих. «Я молю, как жалости и милости...»; ключевое слово - франц. вариант имени Ч. Чаплина «Шарль») и мн. др.

    Лит. О. Лексич. повтор, подтекст и смысл в поэтике О. Мандельштама // Slavic Poetics: Essays in Honor of Kiril Taranovsky. P., 1973 [То же в: Ронен О. Поэтика Осипа Мандельштама. СПб, 2002. С. 1618]; Лотман М. Ю. О соотношении звуковых и смысловых жестов в поэтич. текстах // УЗ Тартуского ГУ. Вып. 467: Тр. по знаковым системам. Вып. XI. 1979. С. 104-110; Топоров В. Н. К исследованию анаграмматических структур (анализы) // Исследования по структуре текста. М., 1987. С. 210211, 229-232; Ежова Е. Н. К вопросу об анаграммировании имени собственного в поэтических текстах О. Мандельштама // Текст как объект многоаспектного исследования. СПб., 1998. Вып. 3. Ч. 2.

    С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: