• Приглашаем посетить наш сайт
    Иванов В.И. (ivanov.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Еврипид

    Еврипид

    ЕВРИПИД, Эврипид (др.-греч. Eupimu?S; Euripides) (485, по др. данным 484 или 480 до н. э., о. Саламин - 406 до н. э., Пелла, Македония), др.-греч. поэт-драматург, младший из трех великих афинских трагиков (после Эсхила и Софокла). По одним сведениям, создал 22 тетралогии (т. е. 3 трагедии плюс сатировская драма), по другим - 92 трагедии; до нас дошли 17 трагедий Е., 18-я - «Рес» - ему приписывается; Е. также принадлежит единств. сохранившаяся целиком сатировская драма «Киклоп». Особой популярностью Е. стал пользоваться в связи с появлением в 1906 1-го тома его произведений в переводе И. Ф. Анненского.

    Мандельштамовская энциклопедия. Еврипид

    Еврипид

    «След» Е. обнаруживается в заключит. стих. кн. «Камень» О. М. («Я не увижу знаменитой “Федры”...») (1915). Хотя лит.-театр. поводом для стихотворения является трагедия Ж. Расина «Федра», созданная на основе трагедии Е. «Ипполит», заключит., маркированный пробелом стих: «Когда бы грек увидел наши игры.» - отсылает к первоисточнику, что подтверждается единств. числом слова «грек». Поскольку в стихотворении речь идет о деградации ист.- культурного восприятия эстетич. ценностей, «грек» как их основа оказывается знаком высокой, но трагически невозвратимой культуры.

    К этому стихотворению хронологически примыкает нач. стих. из кн. «Tristia» «Как этих покрывал и этого убора. » (1915-16), где сюжетные ходы той же трагедии Е. передаются в расиновской транскрипции, но подчеркнутый греко-рим. антураж всей книги предполагает прочтение данного стихотворения именно в антич. контексте, т. е. с учетом вышеуказ. источника Е.

    Образно-метафорич. ряд в ст. «Скрябин и христианство» (1915) подтверждает существенность именно еврипидовского образа Федры для О. М.: говоря о похоронах А. С. Пушкина, он замечал, обращаясь к читателю: «Я вспомнил картину пушкинских похорон, чтобы вызвать в вашей памяти образ ночного солнца, образ поздней греческой трагедии, созданный Еврипидом, - видение несчастной Федры». Чуть ниже, в этом же тексте, в недовершенном предложении О. М., поднимая на культурно-ист. уровне тему любви-предательства и любви-самоотверженности на фоне мировой войны, говорит о «Федре-России» (там же, Т. 2. С. 157). В той же статье О. М., перекликаясь с Ф. Ницше откуда она вышла: снова Федра кличет кормилицу, снова Антигона требует погребения и возлияний для милого братнего тела» (Там же. С. 160).

    Г. С. Зобин.

    Раздел сайта: