• Приглашаем посетить наш сайт
    Замятин (zamyatin.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Евреинов Николай Николаевич

    Е

    Евреинов Николай Николаевич

    ЕВРЕИНОВ Николай Николаевич (13.2. 1879, Москва - 7.9.1953, Париж, Франция), режиссер, драматург, теоретик и историк театра, один из создателей и гл. реж. петерб. Старинного театра (сезоны 1907/08 и 1911/12) и театра «Кривое зеркало» (1910-14), с к-рым сотрудничал и позднее. С 1925 в эмиграции.

    Присущий «апологии театральности» Е. имморализм (эстетич., а не этич. «оправдание» жизни) и громогласная декларативность вряд ли вызывали сочувствие у О. М., однако представляется вероятным прямое или опосред. воздействие филос.-эстетич. концепции Е., демифологизировавшего античность на то обстоятельство, что «происшествие, послужившее затравкой для» театр. теории Е., впервые излож. им 28.8.1918 в докладе «Театр и эшафот», «это - то же самое событие (самосуд!), которое легло в основу центрального сюжетного эпизода “Египетской марки” Мандельштама» (Там же. С. 607)]. Тем не менее, в гл. «Сухум» «Путешествия в Армению» О. М. отзывается о Е. с нескрываемой иронией. Упоминание Е. косвенно характеризует «провансальскую фигуру» пред. Академии абхаз. яз. Дмитрия Иосифовича Гулиа (18741960), говорившего «с почтением о петербургском гаере Евреинове, который увлекался в Абхазии культом козла, и сетовал на недоступность серьезных научных исследований ввиду отдаленности Тифлиса» (3. С. 197). В нач. 1920-х гг. Е. издал неск. исследований, посв. генезису драмы, в к-рых отстаивал «семитическую теорию» происхождения греч. трагедии и совр. европ. театра из др.-евр. обряда «козлоотпущения» и праздника Всепрощения (Иом-Киппур). Козлоподобный демон «Азазел располагал всеми данными, чтобы сыграть в истории евреев роль “Диониса”, т. е. бога Сцены. Если этого не случилось, надо винить не потенцию Азазела, а мощную ревность к “иным богам” ЯЬЬе, упорно добивавшегося у Израиля монотеизма. <...> Но виновник сцены не умер! <...> Он воскрес под именем Диониса, сел на свой священный корабль <...> и приплыл, торжествующий, из Азии в Европу, чтобы здесь добиться полного расцвета своего сценического культа! <...> Так мстит Дионис, он же Азазел, он же великий Эа!» (Евреинов Н. 1924. С. 186187). Пребывание Е. на Кавказе относится к 1917-20, кроме того, известно о совм. с А. А. Кашиной-Евреиновой поездке в марте-июне 1923. 18.7.1916 Е. и О. М. приняли участие в концерте, устроенном правлением Феодосийского общества спасения на водах, о чем днем раньше сообщалось в газете «Вестник Феодосии» (см.: Купченко. С. 191). Пути Е. и О. М. могли пересекаться в Куоккале (1914-16; см. Чукоккала: Рукоп. альм. К. Чуковского / предисл. и пояснения К. И. Чуковского. М., 1999. С. 45-46 [разворот 70-71 альм.]). Имя О. М. систематически встречается среди посетителей и выступавших в петерб. артистич. кабаре «Бродячая собака» (1911-15; см. Парнис А. Е., Тимен- чик Р. Д. Программы «Бродячей собаки» // Памятники культуры: Новые открытия. 1983. М., 1985. С. 160-257) и в артистич. кабаре «Привал комедиантов» (1916-19), одним из основателей к-рых был Е. Шуточное стих. О. М. «Актеру, игравшему испанца» (1917; Собр. соч.-2. Т. I. С. 160-61) посв. актеру «Кривого зеркала» С. И. Антимонову (18801954), исполнившему роль матадора дона Фернандо По- ганеца в поставл. Е. пьесе В. О. Трахтенберга «Загадка и разгадка, сцены из испанской жизни», к-рая игралась в февр.-апр. 1917 в «Привале комедиантов» (см.: Конечный А. М. и др. Артистическое кабаре «Привал комедиантов» // Памятники культуры: Новые открытия. 1988. М., 1989. С. 134-135). По мнению М. Л. Гаспарова, те: двойничества художника и его модели в стих. О. М. «Когда б я уголь взял для высшей похвалы...» (1937) сложилась под влиянием кн. Е. «Оригинал о портретистах» (1922), «где демонстрировалось, как разные художники привносят черты собственного облика в один и тот же оригинал» (Гаспаров. C. 105). Интерпретация поэзии О. М., близкая к евреиновским концепциям «мистериальности» и «театра для себя», содержится в монографии: Freidin G. A Coat of Many Colours. O. Mandelstam and his mythologies of selfpresentation. Berkeley; Los Angeles; L., 1987.

    Мандельштамовская энциклопедия. Евреинов Николай Николаевич

    Соч.: Азазел и Дионис: О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов. Л., 1924; Театр и эшафот: К вопросу о происхождении театра как публичного института / публ. В. В. Иванова // Мнемозина: Документы и факты из истории русского театра XX в. М., 1996. С. 14-44; Демон театральности // Николай Евреинов / сост., общ. ред. и коммент. А. Зубкова и В. Максимова. М.; СПб., 2002.

    Лит.: № 7; Галоци-Комьяти К. «Рыцарь театральности»: Влияние Ницше на эстетическое кредо Н. Н. Евреинова // Studia Slavica Hung. Budapest, 1989. № 35(3-4). P. 393-402; Бабен- к о В. Г. Арлекин и Пьеро: Николай Евреинов. Александр Вертинский: Материалы к биографиям, размышления. Екатеринбург, 1992.

    И. Е. Лощилов.

    Раздел сайта: