• Приглашаем посетить наш сайт
    Загоскин (zagoskin.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Долинов Михаил Анатольевич

    Долинов Михаил Анатольевич

    ДОЛИНОВ (сценич. псевд. отца, наст. фам. Котляр) Михаил Анатольевич (25.7.1892, Одесса - 20.10.1936, Париж), поэт, театральный деятель. В 1911-16 студент юрид. ф-та Санкт-Петербургского университета. С нач. 1910-х гг. принимал активное участие в лит. жизни С.-Петербурга, сотрудничал в журналах «Аргус», «Лукоморье», «Новый Сатирикон» и др.; в этот же период входил в ближайшее окружение одного из самых последоват. противников акмеизма Б. А. Садовского, в частности был членом редколлегии несостоявшегося альманаха «Галатея» (1913), получившего широкий обществ. резонанс (Лекманов О. А. О «Цехе поэтов» // Лекманов О. А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск, 2000. С. 27, 613). Вместе с тем в сер. 1910-х гг. Д. был близок кругу «Цеха поэтов» и, по свидетельству О. Н. Арбениной, с исключит. симпатией относился к Н. С. Гумилеву (Гильдебрандт-Арбенина О. Н. Гумилев // Гильдебрандт-Арбенина О. «Девочка, катящая серсо...»: Мемуарные записи. Дневники / сост. А. Дмитриенко. М., 2007. С. 107). В 1911 совм. со своим ближайшим другом А. А. Конге (участником 1-го «Цеха поэтов») выпустил книгу стихов «Пленные голоса», в 1915 - индивидуальный поэтич. сб. «Радуга. Элегии, идиллии, буколики, оды и мадригалы». На оба издания рецензиями отозвался Гумилев (Аполлон. 1911. № 10; 1915. № 10), согласно формулировке к-рого у Д. «есть предвзятая мысль - писать, как писали французские поэты XVIII века и их русские эпигоны. <...> М. Долинов бесспорно культурен, умеет писать стихи, но <...> в этом море промахов тонут действительно удачные строфы, показывающие, что не поэтом назвать Долинова нельзя» (Гумилев Н. С. ПСС: В 10 т. Т. 7: Статьи о литературе и искусстве. Обзоры. Рецензии / подгот. текстов и примеч. М. Баскера и др. М., 2006. С. 186). В нач. 1920-х гг. Д. эмигрировал в Берлин, в 1923 переехал в Париж, где принимал участие в разл. театральных проектах и там же стал членом Союза рус. писателей и журналистов.

    Несмотря на то что прямые указания на знакомство О. М. и Д. неизвестны, с высокой долей вероятности можно утверждать об их активном общении именно в 1-й пол. 1910-х гг., в частности в артистич. кабаре «Бродячая собака». Так, 13.1.1912 оба выступали там с чтением стихов на первом вечере, посв. 25-летию поэтич. деятельности К. Д. Бальмонта (Парнис А. Е., Тименчик Р. Д. Программы «Бродячей собаки» // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология. Л., 1985. С. 180-181; отчет об этом собрании под более чем прозрачным псевдонимом оставил и сам Д.: «Бродячая собака» о Бальмонте // Обозрение театров. 1912. 18 янв. С. 13; см.: Акмеизм в критике. 1913-1917 / сост. О. А. Лек- манова и А. А. Чабан; примеч. О. А. Лекманова. СПб., 2014. С. 27). В «Бродячей собаке» 19.12.1912 предполагалось (и, очевидно, состоялось) выступление О. М. при обсуждении доклада С. М. Городецкого «Символизм и акмеизм» (Парнис А. Е., Тименчик Р. Д. Программы «Бродячей собаки». С. 201); известно, что в прениях принял участие Д., см.: Л. [Рабинович И. Я.] Символизм и акмеизм // Русская молва. 1912. № 14. 22 дек. С. 5; И. К. [Клейнер- шейхет И. С. (?)] Символизм и акмеизм (Лекция Сергея Городецкого в подвале «Бродячей Собаки») // Речь. 1912. № 353. 24 дек. С. 2. И О. М., и Д. 7.12.1913 присутствовали в концерном зале Тенишевского училища на ставшей широко известной и отраженной в многочисл. откликах современников и мемуарных свидетельствах лекции В. Пя- ста «Поэзия вне групп» (см.: Мандельштам О. ПССиП: В 3 т. Приложение: Летопись жизни и творчества / сост.

    А. Г. Мец при участи С. В. Василенко, Л. М. Видгофа, Д. И. Зубарева, Е. И. Лубянниковой. М., 2014. С. 70-72). Оба являлись участниками объединения «Об-во поэтов» («Физа») и, судя по всему, 23.1.1914 присутствовали на докладе Вяч. И. Иванова о поэзии Алкея и Сапфо

    Летом-осенью 1914, очевидно, вместе регулярно бывали в гостях в В. В. Алперс в период ее увлечения Д. (к-рый в 1915 в течение неск. месяцев был ее мужем); 14.8.1914 она записала в дневнике: «Только что разошлась компания, были все Бонди, Долинов, Мандельштам», а 17.11.1914 оставила более развернутое свидетельство: «У нас были Долинов и Мандельштам. <...> Я играла сегодня Баха - скверно. <...> Шумана довольно хорошо, а зато этюд Шопена очень хорошо. Долинов говорил, что это “Chef’d’oeuvre”, что я замечательный талант, Мандельштам говорил, что лучше сыграть - невозможно» (цит. по: Степанов Е. Поэт на войне: Николай Гумилев. 1914-1918. М., 2014. С. 47). Именно из письма Д., отправленного 21.10.1914 Садовскому, стало известно о состоявшемся у Н. А. Бруни заседании «Цеха поэтов» (1-я пол. октября 1914?), на к-ром из-за отсутствия Гумилева, находившегося на фронте, О. М. был выбран «временным синдиком» объединения. Там же рассказывалось о последовавшем за этим конфликте между О. М. и Городецким (см. ст. С. Городецкий). 15.4.1916 О. М. и Д. принимали участие в проходившем в Тенишевском уч-ще «Вечере современной поэзии и музыки». Позднее оба, возможно, сотрудничали в предполагаемых к переизданию книг назвал монографию А. И. Долинова (отца Д.) «Практическое руководство к художественному чтению» (Пг., 1916) (Н ер л ер П. «Москва, сестра моя...»: Мандельштам и Москва // Нерлер П. Con amore: Этюды о Мандельштаме. М., 2014. С. 387). Сохранилось первое издание мандельшт. сб. стихов «Камень» (1913) с немногочисл. маргиналиями Д. в тексте; в частности, на с. 31 им записано: «Книга слаба, ждал гораздо большего, для Мандельштама это крах» (частное собрание).

    С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: