• Приглашаем посетить наш сайт
    Екатерина II (ekaterina-ii.niv.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Державин Гавриил Романович

    Державин Гавриил Романович

    ДЕРЖАВИН Гавриил Романович (3.7.1743, Казань - 8.7.1816, имение Званка Новгородской губ.), поэт. Воспринимался О. М., автором «Камня», в первую очередь как посредник между 18 и 19 в. рус. словесности, сочетавший в своем творчестве и мировоззрении особенности, характерные для обеих эпох: «Державин на пороге девятнадцатого столетия нацарапал на грифельной доске несколько стихов, которые могли бы послужить лейтмотивом всего грядущего столетия <.> Здесь на ржавом языке одряхлевшего столетия со всей мощью и проницательностью высказана потаенная мысль грядущего - извлечен из него высший урок, дана его моральная основа. Этот урок - релятивизм, относительность: “а если что и остается” и т. д.» (из статьи О. М. «Девятнадцатый век», 1922). Подразумевается и цитируется набросок оды Д. «На тленность» («Река времен в своем стремленьи.») - последние строки поэта, записанные им вчерне на грифельной доске свинцовой палочкой (доска хранится в РНБ). Этот набросок стал ключевым для младшего поэта стих. Д., он упоминается еще в эссе «Слово и культура» (1921): «Время хочет пожрать государство. Как трубный глас звучит угроза, нацарапанная Державиным на грифельной доске»; к нему восходит ряд образов стих. О. М. «С веселым ржанием пасутся табуны.» (1915) и его «Грифельная ода» (1923), писавшаяся как бы в полемике с более ранним утверждением самого О. М.: «.Теперь никто не напишет державинской оды» (из статьи «О природе слова», 1920-22); в свою очередь, это суждение, возможно, полемично по отношению к аттестации «молодой Державин», к-рую М. И. Цветаева дала О. М. в стих. «Никто ничего не отнял.» (1916); о подтекстах из Д. в «Грифельной оде» и в «Слове и культуре» см. прежде всего: Ronen. (по им. ук.); см. также: Гаспаров М. Л. С. 768-769; Гинзбург. 362364; Черашняя. 79-92). По утверждению Н. М., к стих. Д. «Счастлив золотой кузнечик, что в лесу куешь один.» восходит образ цикады из стих. О. М. «На каменных отрогах Пиэрии» (1919).

    К шуточной оде Д. «Похвала комару» восходит образ «комариного князя» из стих. О. М. «Я не знаю, с каких пор.» (1922), использованный также в его повести «Египетская марка» (1927) (Тарановский. С. 47-49; см. также: Левинтон, Тименчик. С. 407). В заметке «Буря и натиск» (1922-23) О. М. определил творчество Д. как «мощно неуклюжее» и предшествующее поискам рус. футуристов [ср. с позднейшим суждением Ю. Н. Тынянова: «Маяковский возобновил грандиозный образ, где-то утерянный со времен Державина» (Тынянов Ю. Н. Промежуток (1924) // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 176)]. Строка «Да эрзерумский стакан лимонаду» из чернового варианта стих. О. М. «Дикая кошка - армянская речь...» (1930) перекликается со строками Д.: «Поэзия тебе любезна, / Приятна, сладостна, полезна, / Как летом вкусный лимонад» (Мусатов. С. 342). Со стихами Д. и его образом предлагалось соотнести образ «начальника евреев» из стих. О. М. «Канцона» (1931) (Амелин, Мордерер. С. 36-63).

    Мандельштамовская энциклопедия. Державин Гавриил Романович

    Гавриил Романович Державин

    Словесным портретом Д. начинаются «Стихи о русской поэзии» (1932) О. М., во 2-й строфе к-рых содержится иронич. намек на расхожее представление о лит. эволюции и обязат. передаче старшим поэтом «лиры» младшему («лира» симптоматически заменяется у О. М. «бутылкой»). Такое представление опровергается уже в ранней заметке О. М. «О современной поэзии» (1916): «Разве Пушкин усовершенствовал Державина, то есть в некотором смысле отменил его?» (ср. также в «О природе слова»: «В самом деле, является ли русская литература современная - той же самой, что литература Некрасова, Пушкина, Державина или Симеона Полоцкого?»). Среди подтекстов «Стихов о русской поэзии» называют басню Д. «Лисица и Лев» (Ронен. С. 65); о «державинской составляющей» в «Стихах о русской поэзии» см. также: Гаспаров Б. М. С. 127, 131-134, 136, 145; Гаспаров М. Л. С. 786; Мец. С. 589; Мусатов. С. 404-407).

    В воронежской библиотеке О. М. имелось издание: Державин Г. Р. Стихотворения / ред. и примеч. Гр. Гуковского; вступ. ст. И. А. Виноградова. Л., 1933. 11.4.1935 О. М. читал и обсуждал с С. Б. Рудаковым его стих. «Державинская нощь» (Там же. С. 39; текст стих. Рудакова не сохранился). Со стихами Д. о птичьей неволе, по-видимому, связан образ «щегла» из воронежского стих. О. М. «Когда щегол в воздушной сдобе.» (1936) (Перельмутер. С. 195-98). К «ласточке» из одноим. стих. Д. возводят образ «ласточки хилой» из итоговых «Стихов о неизвестном солдате» (1937) О. М. (Ронен. С. 107).

    Лит.: собр. стих. 1995; Перельмутер В. Г. Полет щегла // «Отдай меня Воронеж...»; Гинзбург Л. Я. Поэтика ассоциаций // Гинзбург Л. Я. О лирике. М., 1997; Левинтон Г. А., Т и - менчик Р. Д. Книга К. Ф. Тарановского о поэзии Мандельштама // Тарановский К. Ф. О поэзии и поэтике. М., 2000; Мусатов В. В. Лирика Осипа Мандельштама. К., 2000; Тарановский К. Ф. О поэзии и поэтике. М., 2000; Амелин Г. Г., Мордерер В. Я. Философия и литература. «Канцона» // Амелин Г. Г., Мордерер В. Я. Миры и столкновения Осипа Мандельштама. М.; СПб., 2001; Гаспаров М. Л. Комментарий // Стих. Проза; Ронен О. Поэтика Осипа Мандельштама. СПб., 2002; Черашняя Д. И. О двух «Грифельных одах» в русской поэзии // Черашняя Д. И. Поэтика Осипа Мандельштама: субъектный подход. Ижевск, 2004; Ronen O. An approach to Mandelstam. Jerusalem, 1983.

    О. А. Лекманов.

    Раздел сайта: