• Приглашаем посетить наш сайт
    Загоскин (zagoskin.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Далькроз Эмиль

    Д

    Далькроз Эмиль

    ДАЛЬКРОЗ (Жак-Далькроз; Jaques-Dalcroze) (наст. фам. Жак) Эмиль (6.7.1865, Вена, Австрия - 1.7.1950, Женева, Швейцария), швейцарский композитор и педагог. Автор 7 опер, произведений для симфонич. оркестра, 3 кантат, 2 концертов для скрипки с оркестром и др. В 1892-1910, преподавая в Женевской консерватории, создал систему муз.-ритмич. воспитания (ритмич. гимнастика), разработал систему развития муз. и ритмич. способностей. К сер. 1910х гг. его методика широко распространилась в Европе, а затем в России; в 1920-е гг. институты ритма на основе далькрозовской системы были организованы в Москве и Петрограде. Значение идей Д., в культуре этого периода воспринимавшихся как яркое новаторское начало, отражено в глубоко эмоциональной дневниковой записи К. И. Чуковского 15.4.1914, где далькрозовская концепция парадоксальным образом сближается, в частности, с акмеизмом: «Завыть бы по-собачьи, завизжать. Исцарапать себе ногтями лицо, закричать: перестаньте, не надо, не так! Все это очень благополучно. Танцы Далькроза, Мейерхольд... Все ищут... Сатирикон выходит... Как же! Акмеизм в пустяке переделался, а в крупном такой же ужас» (Чуковский К. Собр. соч.: В 15 т. Т. 11: Дневник 1901-1921 / сост., подгот. текста и коммент. Е. Чуковской. М., 2013. С. 191).

    Проводниками идей Д. в России выступали С. М. Волконский и Н. Г. Александров, причем первый из них с сер. 1910-х гг. входил в круг устойчивого мандельшт. общения. С далькрозовской концепцией ритма и деятельностью Волконского, по мнению А. Г. Меца, связано мандельшт. стих. «Зверинец» («Отверженное слово “мир”...»; 1916); ср. мемуарное свидетельство: «В начале 1916 года, отбивая такт рукой, <...> Мандельштам читал свой “Зверинец”» (Розенталь Л. Мандельштам // СМР. Вып. 1. С. 34). Вряд ли только совпадением можно объяснить тот факт, что в газетном отчете о состоявшемся в Батуми 16.9.1920 поэтич. вечере О. М. была упомянута ритмич. методика Д.: «Читка стихов у поэта очень своеобразна. Когда поэт читает, он отдается только мерности, только ритму. Точно далькрозовское упражнение. И логические ударения, и значимость слов, и словесная инструментовка стиха - все приносится в жертву ритму» (цит. по: Тименчик Р. Осип Мандельштам в Батуми в 1920 году // СМР. Вып. 3/2. С. 149). В связи с этим весьма существенно то обстоятельство, что внимат. отношение О. М. к поэтич. ритму отмечали уже мн. рецензенты 1-го (1913) и 2-го (1915) издания «Камня»: и ритм, и метр стиха О. Мандельштам знает великолепно» (В. И. Нарбут); «Поэт достигает истинной виртуозности ритма» (С. Я. Парнок); «Обладая острым чувством ритма <...> поистине кладет прочный камень в угол созидаемого им мира» (С. М. Городецкий); «поэт силен и своеобразен. Хрупкость вполне выверенных ритмов <...> есть в полной мере и в его первых стихах» (Н. С. Гумилев); «он выткал сложный узор стиха во всем великолепии и разнообразии ритмики» (Г. О. Гершенкройн); «есть несомненное чувство красоты, ритма» (А. Н. Тихонов). Особое внимание О. М. к поэтич. ритму сохранялось и в дальнейшем (см., напр.: Липкин С. «Угль, пылающий огнем.». Воспоминания // Липкин С. «Угль, пылающий огнем.»: Воспоминания о Мандельштаме. Стихи, статьи, переписка. Материалы о Семене Липкине / сост. П. Нерлер, Н. Поболь, Д. Полищук. М., 2008. С. 24-26); см. свидетельство Н. М. о мандельшт. отношении к чтению его стихов: «Он требовал, чтобы я читала их, не подчеркивая ритма, ровным голосом, без подъемов и спадов. Этот обычай был у нас с самого начала, но в тридцатых годах он окончательно укрепился»; ср. о работе над «Шумом времени»: (1923-24): «Когда накапливалась кучка бумаг, он просил, чтобы я прочла ему их вслух: “Только без выражения.” Он хотел, чтобы я читала, как десятилетняя школьница, пока учительница не научила ее “со слезой” поднимать и опускать голос». В данном контексте показательно, что сам О. М. проецировал смысло- и стилеобразующее начало ритма на прозаич. произведения и на др. виды искусства, в первую очередь на кинематограф.

    О. М. был напрямую связан с методикой Д. в кон. 1918 в период работы в Народном комиссариате просвещения (Нерлер П. Осип Мандельштам в Наркомпросе в 1918-1919 гг. // ВЛ. 1989. № 9. С. 277-279. Судя по фрагментарным свидетельствам Н. М., он придавал большое значение популяризации идей Д.: «Требовал, чтобы вся страна занималась ритмической гимнастикой Далькроза» и сам способствовал этому: «Спасал институт Далькроза и церковный хор. Это была его служба» («Любил, но изредка чуть-чуть изменял»: Заметки Н. Я. Мандельштам на полях американского «Собрания сочинений» Мандельштама / подгот. текста, публ. и вступ. заметка Т. М. Левиной // Philologica. 1997. № 4. С. 174). О. М. стал одним из инициаторов создания Ин-та ритмич. воспитания, 10.11.1918 на коллегии ритмистов сделав доклад «Общественное значение ритмики и роль ритма в искусстве»; предполагалось, что он выступит редактором сб. «Ритм». Как сохранившийся интерес к системе Д. можно рассматривать то, что 11.1.1921, находясь в Петербурге, О. М. участвовал в маскараде в Школе ритмич. танца Ауэра. По свидетельству Е. М. Тагер, в нач. 1930-х гг. О. М. посетил отчетный вечер студии худож. движения Гептахор, чья работа «сливалась с ритмической школой Далькроза» и «в тридцатых годах в Ленинграде имела хорошую репутацию» (Тагер Е. М. Штудии о Мандельштаме // ЛУ. 1991. № 1. С. 158), но в беседе отдал предпочтение классич. балету.

    гениальных находок, вроде открытия пороха или силы пара»; в ман- дельш. оценке системе Д. «свойственен дух геометричности и строгого рационализма: человек, пространство, время, движение - четыре основных ее элемента». Возможно, текст содержит полемику с концепцией А. К. Гастева, типологически близкой далькрозовской: О. М. отрицал только утилитарный подход к ритмич. воспитанию: «Ритм требует <...> синтеза духа и тела, синтеза работы и игры. Он родился из синкретизма <...> не тяните ритмику ни в ту, ни в другую сторону, не сватайте ее ни за физическую культуру, ни за психологию, ни за трудовые процессы». В развитии идей Д., в ритмике О. М. видел предложенное гос-ву «могущественное средство, завещанное <...> гармоническими веками: ритм как орудие социального воспитания. <...> - Новое общество держится солидарностью и ритмом».

    Лит.:

    С. Г. Шиндин.