• Приглашаем посетить наш сайт
    Житков (zhitkov.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Гюисманс Шарль Мари Жорж

    Гюисманс Шарль Мари Жорж

    ГЮИСМАНС (Huysmans) Шарль Мари Жорж (лит. имя Жорис Карл) (5.2.1848, Париж - 12.5.1907, там же), франц. писатель-романист, чл. Академии Гонкуров. Один из представителей «натуралистической» школы, от принципов к-рой впоследствии отошел; стоял у истоков европ. лит. декаданса. Творчество Г. вызывало большой интерес в рус. об-ве нач. 20 в.; показательно, что в одном из вариантов «Поэмы без героя» А. А. Ахматовой в ряду символич. для культуры этого периода персонажей фигурирует Дез Эс- сент - герой романа Г. «Наоборот» («A rebours», 1884; см.: Тименчик Р. Д., Топоров В. Н., Цивьян Т. В. Ахматова и Кузмин // RL. 1978. Vol. VI. № 3. С. 295). Этот же роман, воспринятый современниками как отражение декадентского мировоззрения и мировосприятия и как его своеобразная программа, сочувственно упомянут К. В. в письме В. М. Жирмунскому - я хотел бы нежно взять в свои руки твою голову и бережно и медленно тебя поцеловать в благодарность» (Мочульский К. В. Письма к В. М. Жирмунскому / вступ. ст., публ. и примеч. А. В. Лаврова // НЛО. 1999. № 35).

    Отзывом О. М. на творчество Г. стала рец. (Аполлон. 1913. № 3. С. 74) на «Парижские арабески» (Гюисманс Ж. К. ПСС: В 3 т. М., 1912. Т. 3), входящая в цикл небольших рец. 1912-13. Ее написание, возможно, было связано с происходившим в это время активным формированием идеологии и стало для О. М. способом выражения «акмеистического» взгляда на опред. культурные явления. Этим может объясняться его попытка найти у Г. прямые параллели гл. худож. ориентиру акмеизма - вещности: «Декаденты не любили действительности, но знали ее <.> Она была нужна им, как берег, чтобы оттолкнуться от него. Гюисманс особенно ценный декадент, т. к. его “другой берег”, la-bas, - несомненная вещность». В целом О. М. так охарактеризовал книгу Г.: «Столкновение беззащитных, но утонченных внешних органов восприятия с оскорбительной действительностью - вот главная ее тема. Париж есть ад. Уже Бальзак соглашается с этой аксиомой. Бодлер и Гюисманс сделали из нее последние выводы. Для обоих поэтов жить в аду - великая честь». Как это свойственно прозе О. М. вообще, даже такие незначит. по объему тексты, как рец. на «Парижские арабески», содержат смысловые модели, актуальные на протяжении всего его творч. пути. Впервые появившийся в связи с именем Г. образ столпника повторился в «Заметках о поэзии» («Vulgata»; 1922-23), где О. М. назвал рус. символистов «столпниками стиля». Др. положение рец., широко отразившееся в творчестве О. М., - связь европ. с физиологич. началом: «Для восприятия бесконечной сложности средневековья необходима физиологическая изощренность - качество, которое Гюисманс <.> вырабатывает в “Парижских арабесках”». Совр. исследователи также высказывали предположения о присутствии цитат из прозы Г. в стих. О. М. «Notre- Dame» («Где римский судия судил чужой народ.», 1912), «На площадь выбежав, свободен...» (1914) (см.: Steiner P. Poem as Manifesto: Mandel’stam’s «Notre-Dame» // RL. 1977. Vol. V. № 3. Р. 243) и «Стансы» («Я не хочу средь юношей тепличных.» (1935) (см.: Тименчик Р. Д. Текст в тексте у акмеистов // УЗ Тартуского гос. ун-та. Вып. 567; Вып. XIV. 1981. С. 70). Для стих. «Notre-Dame» был предложен и опосредующий образность Г. подтекст из прозы Вяч. И. Иванова

    Раздел сайта: