• Приглашаем посетить наш сайт
    Гнедич (gnedich.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Глюк Кристоф Виллибальд

    Глюк Кристоф Виллибальд

    ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах, - 15.11.1787, Вена, Австрия), нем. композитор богемского происхождения, реформатор оперного жанра. Как сообщает Н. М., в воронежской ссылке О. М. «часто писал вступительное слово к концертам, в частности к “Орфею и Эвридике” Глюка. Его обрадовало, что, когда он шел по улице, из всех рупоров несся его рассказ про голубку Эвридику» (подразумевается стих. О. М. «Чуть мерцает призрачная сцена.», 1920). Судя по письму С. Б. Рудакова к жене от 3.4.1936, О. М. вынашивал планы переделать свое вступ. слово в про- заич. произв. о Г. B своих «Заметках о поэзии» («Vulgata») слова «когда великий Глюк явился и открыл нам новы тайны» О. М. приводит в качестве примера пушкинского «выражения для новаторов в поэзии». «Всякий, кто поманит родную поэзию звуком и образом чужой речи, будет новатором первого толка, т. е. соблазнителем». В «Путешествии в Армению» (гл. «Вокруг натуралистов») О. М. упомянул Г. в одном ряду с Й. Гайдном и В. А. Моцартом: «Кто не любит Гайдна, Глюка и Моцарта - тот ни черта не поймет в Пал- ласе». [Петр Паллас - петерб. академик, автор 3-томного соч. «Путешествие по разным провинциям Российского государства» (1770-80), выходец из Германии]. Там же О. М. отметил «телесную круглость и любезность немецкой музыки». А в своей рец. «Читая Палласа» О. М. снова вспоминал Г.: Паллас «мурлычет из Глюка». В стих. «В Петербурге мы сойдемся снова...» и «Чуть мерцает призрачная сцена...» (оба 1920) упоминаются Орфей и Эвридика - образы, навеянные оперой Г. «Орфей и Эвридика» (1762). О. М. видел знаменитую постановку этой оперы В. Э. Мейерхольдом а в черновом варианте первые две строки его читались так: «Снова Глюк из жалобного плена / Вызывает сладостных теней». Текст, сходный со строкой «Ты вернешься на зеленые луга», - звучит не в арии, а в хоре блаженных теней из 2-го акта оперы Г. О том же глюковском спектакле говорит начало др. стих. О. М. «Я в хоровод теней, топтавших нежный луг.» (1920). В стих. О. М. «Концерт на вокзале» (1921) связь с оперой Г. проступает в строке «Ночного хора дикое начало». Стихи эти можно понять как указание на «начало» 2-го действия оперы Г. В 1-м акте, после погребения Эвридики, Орфей решается отправиться в подземный мир. Когда поднимается занавес 2-го действия, на сцене, во мраке подземного мира, находится хор фурий, охраняющих вход в загробное царство; они встречают появившегося Орфея угрожающим пением, преграждая ему дорогу. В своих поисках правдивых драматич. эффектов Г. применил в этом хоре необычный прием: фурии поют в унисон. Отсутствие гармонии сообщает музыке повышенную напряженность и в то же время странность («дикость»), производя огромное впечатление на слушателей.

    А. Л. Футорян.

    Раздел сайта: