• Приглашаем посетить наш сайт
    Гаршин (garshin.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Гершенкройн Габриэль Осипович

    Гершенкройн Габриэль Осипович

    ГЕРШЕНКРОЙН Габриэль Осипович (Авраам Иосев) (27.2.1890, Одесса - 1943), литературный критик. В 19091914 студент словесного (славяно-русского) отделения ист.- филол. ф-та С.-Петерб. ун-та, где, в частности, посещал заседания романо-германского кружка, на которых с чтением докладов и собств. стихотворений выступал О. М., а также Д. И. Выгодский, Вас. В. Гиппиус, Н. С. Гумилев, В. М. Жирмунский, Г. В. Иванов, М. Л. Лозинский, К. В. Мочульский, B. Пяст, Б. М. Эйхенбаум клуба (ЛАК), был близок кругу поэтов, сформировавшемуся вокруг изданного в Одессе в 1914 альманаха «Шелковые фонари», с кон. 1918 по январь 1920 вместе с А. А. Биском и Н. О. Инбером составлял исполнит. бюро существовавшего при ЛАКе лит. кружка «Среда». (Именно в этот период происходившего в Одессе культурного подъема туда предполагал переехать из Крыма О. М., к-рый 5.12.1919 в письме Н. М. в Киев сообщил: «Теперь отсюда один путь открыт: Одесса; все ближе к Киеву. Выезжаю на днях. Адрес: Одесский Листок, Мочульскому. Из Одессы, может, проберусь: как-нибудь, как-нибудь дотянусь...».) В нач. марта 1919 Г. вошел в число литераторов, подписавших составленное М. А. Волошиным открытое письмо в редакцию газеты «Одесский листок» в защиту арестованной добровольческими властями Е. Ю. Кузьминой-Караваевой (см.: Волошин М. Собр. соч. Т. 12: Письма 1918-1924 / сост. А. В. Лавров, подгот. текста Н. В. Котрелева, А. В. Лаврова, Г. В. Петровой, Р. П. Хрулевой, коммент. А. В. Лаврова и Г. В. Петровой. М., 2013. С. 206). Вероятно, в нач. 1920 эмигрировал во Францию; систематич. документально и мемуарно зафиксированные сведения об этом периоде его жизни не известны, но его присутствие в лит.-обществ. жизни рус. диаспоры не вызывает сомнений. 3.4.1915 в ЛАКе состоялось выступление Г. о совр. поэзии, развернутый анонимный газетный отчет о к-ром дает ясное представление о его месте в лит.-худож. мире Одессы этого периода: «Последний “четверг”, посвященный лекции Г. О. Гершен- кройна о современной русской поэзии, был очень интересен. - Г. Гершенкройн - увлечен поэзией, и именно новой» («Четверг» в Литературно-артистическом клубе [Одесские новости. 1915. 25 апр. № 9688. С. 3] // Акмеизм в критике: 1913-1917 / сост. О. А. Лекманов, А. А. Чабан. СПб., 2014. С. 409). В пересказе хроникера следует подробное перечисление четырех тематич. звеньев доклада - и «свободная поэзия» вне групп и течений, - содержание к-рых обнаруживает явные параллели взглядам и оценкам О. М., выходящим за границы типологич. совпадений. Более чем высокая оценка дана была акмеизму; по словам Г., «его ценность - в отдельных поэтах, наиболее талантливые из которых - Анна Ахматова и Мандельштам - “самая прекрасная надежда молодой поэзии”» («Четверг» в Литературно-артистическом клубе. С. 411). Годом позже Г. отозвался глубокой и исключительно доброжелат. рец. на 2-е изд. «Камня», в к-рой отнес его к числу «тех редких книг, значительность которых уже заранее надолго предопределяет их судьбу». Этот текст явно выходит за структурно-семантич. границы традиционного жанра рецензий и, в известном смысле, может быть отнесен к одному из первых проявлений науч. освоения мандельшт. творчества (ср.: Никольская Т. Л., Левинтон Г. А. Примечания // Волошин М. Лики творчества / сост. А. В. Мануйлов, подгот. текстов А. В. Лавров, коммент. под ред. А. В. Лаврова. Л., 1988. С. 771). Г. прямо отмечает ориентацию ранней поэзии О. М. на символистскую традицию и сменившее ее мировоззренческое и худож. обращение к актуальным для акмеизма категориям вещности, предметности (ассоциативно называя в этой связи значимые для О. М. имена С. Малларме и Т. Готье) и подробно останавливается на наиб. ярких примерах проявления этого. Как следствие, общее гершенкройновское определение О. М.: «Поэт, обратившийся от смутной “первоосновы жизни” к ее реальнейшим воплощениям, он сумел это многообразное, всечасно видимое и “слышимое” бытие почувствовать всей глубиной и цельностью своего художественного восприятия». Своего рода итоговая оценка содержится практически в самом начале текста рецензии, и в ней явно доминирует констатация исключит. индивидуальности О. М.; обоснованным и верным представляется отнесение Г. к числу «тех молодых критиков второй половины 1910-х годов, которые прозорливо распознали в творчестве акмеистов и участников “Цеха” начало нового этапа в развитии русской модернистской поэзии» (Лекманов О. Акмеизм в зеркале критики // Акмеизм в критике: 1913-1917 / сост. О. А. Лекманова, А. А. Чабан; вступ. ст., примеч. О. А. Лек- манова. СПб., 2014. С. 22).

    С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: