• Приглашаем посетить наш сайт
    Григорьев А.А. (grigoryev.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Генуя

    Генуя

    ГЕНУЯ (Geneva), г. в Сев. Италии на берегу Генуэзского зал. Лигурийского моря, центр одноим. провинции и обл. Лигурия. Г. возникла на месте поселения легуров, в 3 в. до н. э. завоеванном римлянами. Древнейшие памятники архитектуры Г. - ц. Санта-Мария ди Кастелло (11 в.) и собор Сан-Лоренцо (11-12 вв.). Гл. достопримечательности Г. - дворцы и виллы 16-17 вв.: палаццо Пароли (1567), виллы Камбьязо (1548) и Паллавичино делле Пескьере (15601572), палаццо Муничипале (1564), Дураццо-Паллавичини (1618), дель Университа (1634-36) и др. Гл. музеи - галереи Палаццо Россо, Палаццо Бьянко, Палаццо Спинола, гор. Музей лигурийской археологии и др. Очевидно, О. М. посетил Г. 24.7.1908 во время однодневной поездки в Италию, совершенной в тайне от родных, к-рые находились в Швейцарии. В письме А. Э. Мандельштаму от того же числа он писал: «Я еду в Италию! Это вышло само собой. <...> Один день в Генуе, несколько часов у моря <...>. Поезд вьется по узкой долине Роны». В противоположность этому, Н. М. свидетельствовала: «В Италию О. М. ездил дважды, когда учился в Гейдельберге и в Сорбонне. Но эти одинокие юношеские поездки, краткие - всего на несколько недель - и поверхностные, оставили чувство неудовлетворенности: “Все равно что не ездил...”». Веской причиной мандельшт. путешествия могло оказаться восприятие Италии как своего рода средоточия европ. культуры, бытовавшее среди преподавателей и студентов Гейдельбергского университета. Конкретные обстоятельства поездки неизвестны, как и причины выбора в качестве объекта посещения именно Г.; возможно, сказалось ее расположение на мор. побережье, что нашло свое отражение в стих. «Европа» («Как средиземный краб или звезда морская.», 1914): «Немножко женственны заливов очертанья: / Бискайи, Генуи ленивая дуга». Впечатления от поездки, вероятно, актуализировались при посещении Крыма - в Феодосии и Судаке <...> город походил не на Геную, гнездо военно-торговых хищников, а скорей на нежную Флоренцию»; ср.: «Феодосию он полюбил не только за ее своеобразный пейзаж, но и за имя, и за остатки генуэзской крепости, и за порт со средиземноморскими кораблями». Генуэзскими ассоциациями могло быть навеяно и образное уподобление в очерке «Холодное лето» (1923) моск. дворика итальянскому: «Люблю <...> путешествовать <...> в трущобу <...> подворотня, потом налево, грубая, почти монастырская лестница, две открытых каменных террасы; гулкие шаги, потолок давит, плиты разворочены <...> настоящий итальянский двор». Вскользь упоминаются в текстах О. М. наиб. известные в истории генуэзцы - путешественник Христофор Колумб (1451-1506) и скрипач и композитор Никколо Паганини (1782-1840).

    С. Г. Шиндин.

    Раздел сайта: