• Приглашаем посетить наш сайт
    Гаршин (garshin.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    Волынский Аким Львович

    Волынский Аким Львович

    ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович (наст. фам., имя и отчество Хаим Лейбович Флексер) (21.4.1861, Житомир - 6.7.1926, Ленинград), лит. и балетный критик, историк и теоретик искусства. В 1889-99 критик и идеолог петерб. журнала «Северный вестник», на страницах к-рого не только печатал произведения «старших символистов» (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб), но и стремился выработать идеалистически ориентированную эстетич. теорию. Будучи идеологически близок к предст. народничества, В. тем не менее последовательно отстаивал т. зр. свободы искусства от служения внеэстетич. целям.

    Такая позиция делала его близким не только к отдельным символистам (в частности, к В. Я. Брюсову), но и к более молодым литераторам их круга, к к-рым принадлежал О. М. В 1910-х гг. В. выказывал интерес к акмеизму, посещал собрания «Цеха поэтов». В письме от 7.12.1916 О. М. пригласил В. на заседание «Цеха поэтов» на квартиру к Г. В. Адамовичу. Судя по тексту письма, об этом существовала предварит. договоренность. В. по достоинству оценил акмеизм, что было очень важно для поэтов «Цеха», поскольку «похвала Волынского дорого стоила».

    После Окт. рев-ции, к-рую В. принял вполне лояльно, в нач. 1920-х гг., он, как и мн. др. литераторы, в частности О. М., жил в Петрограде, в «Доме искусств»: «В комнате с амурами на потолке жил Аким Волынский. Он сидел в пальто и в шапке и читал Отцов церкви по-гречески». Он был членом совета Дома и в этом качестве занимался, в частности, распределением пайков писателям; пред. пе- трогр. отд. Союза писателей. Выступал на юбилейном чествовании Сологуба. Об этом событии О. М. написал очерк «К юбилею Ф. К. Сологуба» (1924). В 1920-26 В. заведовал итал. отд. изд-ва «Всемирная литература».

    О. М. и В. не были связаны сколько-нибудь близкими отношениями. Однако налицо общность их интересов и пристрастий, среди к-рых типичный для культуры 1900-10-х гг. интерес к творчеству Ф. Ницше, особенно к его работам «Рождение трагедии из духа музыки» и «Аполлон и Дионис»; концептуализация Эллады как источника европ. искусства и идеи органики в искусстве; идея синтеза искусств; сходное понимание сущности поэзии; интерес к итал. культуре; внимание к творчеству Рембрандта; наконец, общность в отношении к культурной ситуации 1910-х гг. Причем не только В. как «старший современник» оказывал влияние на О. М.: происходило и обратное влияние. Постановка вопроса о необходимости «ритмизации» социальной жизни в ст. О. М. «Государство и ритм» (1918) отразилась в ст. В. «Героический человек» (1922) с ее идеей организации гос. жизни не ср-вами социального аппарата, а методами искусства.

    Мандельштамовская энциклопедия. Волынский Аким Львович

    Аким Львович Волынский

    Ст. О. М. «Михоэлс» (1923-26) во многом опирается на концептуальный аппарат, разработанный В. в статьях 1923 «Еврейский театр. Статья 1-я. Ипокрит» и «Еврейский театр. Статья 2-я. Походный ковчег». Представления об особой евр. пластике, выработанной в условиях европ. гетто и влияющей на пластику театр. искусства С. М. Михоэлса, О. М. заимствовал из работ В. Важно и то, что О. М. вслед за В. нашел источники евр. жеста и танца в античности.

    Завершая в 1926 ст. «Михоэлс», О. М. применил в тексте один из характерных приемов - описание умершего человека, к-рый был ему в той или иной степени близок (ср.: И. Ф. Анненский, А. Белый), род анонимного некролога, в к-ром имя покойного не обозначено. Из-под изборожденного морщинами лица Михоэлса проступает лицо В., в воображении О. М. похожее на маску еврипидовского актера: «слепое лицо, изборожденное зрячими морщинами <...> Иногда опущенное веко видит больше, чем глаз, и ярусы морщин на человеческом теле глядят, как скопище слепцов». Впоследствии слепое лицо со зрячими морщинами стало портретной характеристикой портного Мервиса в «Египетской марке» О. М., насыщенной балетной темой, связанной с В. как крупнейшим балетным критиком из современных О. М.

    Лит.: М., 1991; Толстая Е. Аким Волынский в литературных зеркалах // ЛО. 1997. № 4; Она же. А. Л. Волынский через 100 лет // Солнечное сплетение. 1999. № 9; Она же. Аким Волынский и Еврейский театр // Там же. 2003. № 16-17.

    В. А. Калмыкова

    Раздел сайта: