• Приглашаем посетить наш сайт
    Герцен (gertsen.lit-info.ru)
  • Мандельштамовская энциклопедия.
    «Вестник Русского христианского движения»

    «Вестник Русского христианского движения»

    «ВЕСТНИК РУССКОГО ХРИСТИАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ» (до 1974 «Вестник Русского студенческого христианского движения»), ежеквартальный печатный орган Рус. студенч. христ. движения на рус. языке (на франц. языке: журнал «Le Messager», выходит с 1959). Возник в декабре 1925 в Париже в форме бюллетеня на ротаторе тиражом в 300 экз. В 1936 и 1940-47 не выходил; в 1937-39 выходил номинально в Париже (фактически в Эстонии), в 1948 в Мюнхене, а с 1948 снова в Париже. Начиная с 1960-х гг. через франц. посольство в Москве был установлен контакт с рос. интеллигенцией, в частности с той, что группировалась вокруг отца А. Меня. В 1953 на титуле В. был добавлен «Нью-Йорк», что символизировало участие в работе вестника богословов, переехавших в США, в частности о. А. Шмемана; в 1974, с № 112-113, и по совету А. И. Солженицына название журнала было изменено на более обобщающее, а на титуле в качестве места издания появилась и «Москва», что подчеркивало установление связи с Е. В. Барабановым и др. авторами из СССР. До 1991 был одним из осн. печатных органов рус. эмиграции. С 1992 впервые издается в Москве - сначала в «Христианском изд- ве», а с 1995 в изд-ве «Русский путь» (при участии изд-ва YMCA-Press и Рус. обществ. фонда А. И. Солженицына). С 1956 осн. редактором В. становится Н. А. Струве. Значит. массив творч. наследия О. М., равно как и биографич. материала о нем, впервые был введен в науч. оборот именно им и именно на страницах вестника. Начиная с 1962, когда в № 64 впервые увидели свет 5 неизд. стихотворений О. М., его творчество и судьба, а также творчество и судьба Н. М. стали одной из сквозной тем журнала, при этом стержнем этой деятельности стала именно публикация Струве неизданного наследия поэта (№ 64, 72-73, 75-76, 97, 98, 111, 120). Если в 1962-73 эти публикации базировались на списках, полученных из Москвы или США, то с 1974 (№ 111), после того как Струве получил на хранение и изучение осн. Архив О. М., именно архив стал одним из гл. источников публикаций О. М. в вестнике, причем публикаторская деятельность Струве не пресеклась и после передачи Архива О. М. в Принстонский университет. Кроме того, на страницах вестника впервые увидели свет ряд воспоминаний об О. М., в частности А. А. Ахматовой (№ 93, фрагмент) и Б. С. Кузина (№ 140), биографич. материалы, в частности «Мандельштам в записях дневника С. П. Каблукова», публ. А. А. Морозова (№ 129), а также письма к О. М., в частности от Б. Л. Пастернака (№ 104, 105) и Ахматовой (№ 116). В вестнике публиковались и многочисл. произведения кри- тико-эссеистич. жанра, посв. О. М., в частности Н. Кишило- ва (№ 75-76, 160), Ю. Карабчиевского (№ 111), Г. Беневича и А. Шифрина (№ 160), А. Давидчика (№ 162-163), В. Ми- кушевича (№ 165), Р. Дутли (№ 165), К. Сигова (№ 166) и др. Журнал оперативно откликался и на лит. события в СССР и эмиграции, в частности на выход книг О. М. (№ 75-76, 97, 111, 160) или Н. М. (№ 99, 104-105, 108-110, 141), юбилейные даты, события и конференции (№ 162163, 182). В отд. номерах публикации, связанные с О. М., составляли целые рубрики. Особого внимания заслуживает № 160, выпущенный к 100-летию О. М. и содержащий помимо др. материалов также ответы на анкету вестника о нем. В вестнике впервые увидели свет и отд. произведения Н. М., в частности «Мое завещание» (№ 100) и «Моцарт и Сальери» (№ 103). Большой блок материалов, включая ее письма к Струве, письма А. А. Любищева к Н. М., воспоминания о ней Кривошеиной, был посвящен ее смерти и похоронам (№ 133).

    Мандельштамовская энциклопедия. «Вестник Русского христианского движения»

    Поэтический сборник «Весенний салон поэтов»

    Лит.:

    П. М. Нерлер.

    Раздел сайта: