• Приглашаем посетить наш сайт
    Есенин (esenin-lit.ru)
  • Морозов Ал.: Мандельштам О. Э. (Краткая литературная энциклопедия, 1967)

    МАНДЕЛЬШТА́М, Осип Эмильевич [3(15). I. 1891, Варшава, — 27. XII. 1938] — рус. сов. поэт. Род. в купеч. семье. Окончил Тенишевское училище в Петербурге (1907). Учился в Петерб. ун-те, занимаясь старофранц. яз. и лит-рой. В 1909 познакомился с Вяч. Ивановым и И. Анненским и вошел в круг поэтов, близки к журн. «Апполон», где его стихи впервые появились в печати (1910, № 9). Стихи 1909—11 проникнуты ощущением иллюзорности происходящего, стремлением уйти в мир первозданных муз. впечатлений («Только детские книги читать», «Silentium» и др.); в них сказалось влияние символистов, преим. французских. В 1912 М. приходит к акмеизму. Для стихов этого периода, вошедших в сб. «Камень» (1913; 2 доп. изд., 1916), характерны приятие внешней реальности мира, насыщенность вещными деталями, тяга к строго выверенным «архитектурным» формам («Notre Dame», «Айя-София»). Поэт черпает вдохновение в образах мировой культуры, обогащенных лит. и историческими ассоциациями («Домби и сын», «Европа», «Я не слыхал рассказов Оссиана» и др.). М. присуща мысль о высокой значимости личнос-ти и мировоззрения художни-ка, для к-рого поэзия «есть сознание своей правоты» (ст. «О собеседнике»). С 1916, начиная с антимилитаристич. стих. «Зверинец», поэзия М. приобретает более лирич. характер, живее откликается на совр. действительность. Стих, усложняясь, обрастает побочными ассоциативными ходами, что затрудняет его понимание. В стих. «На розвальнях...», «Декабрист» и др. детали, уводящие в глубь истории, одновременно служат раскрытию личной темы: невозможности уклониться от уготованного историей пути. Октябрьская революция нашла у М. прочувствованный отклик («... В кипящие ночные воды»). «Классицизм» М.(«классическая поэзия — поэзия революции») вызван стремлением овладеть отложившимися в языке культурными напластованиями (статьи «Слово и культура», «О природе слова»). Прошлое представляется ему в виде нетронутой целины, к-рую надо заново перепахать, чтобы удовлетворить тоску человечества по новой культуре. В 1918—21 М. работал в культ. -просветит. учреждениях, был в Крыму и Грузии. В 1922 он переезжает в Москву. Во время обострившейся борьбы лит. группировок М. сохраняет независимое положение (см., напр., письмо группы писателей, в т. ч. М., по поводу рапповской политики в лит-ре, в кн.: «История русской советской литературы», т. 1, 1958, с. 47); это приводит к изоляции имени М. в лит-ре. Стихи 1921—25 немногочисленны и отмечены острым сознанием «отщепенства». Поэт сознает, что «приносит революции дары, в которых она пока что не нуждается» (Ответ на анкету, газ. «Читатель и писатель», 1928, № 46). К этому времени относятся автобиографич. рассказы «Шум времени» (1925) и повесть «Египетская марка» (1928) — о духовном кризисе интеллигента, жившего до революции на «культурную ренту». Последняя опубл. при жизни М. работа — проза «Путешествие в Армению» («Звезда», 1933, № 5). В 1934 в условиях культа личности М. был репрессирован. Погиб после вторичного ареста.

    жизни слова.

    Сближение разных по значению слов, приподнятость интонации восходят по традиции к высокому, «одическому» стилю, берущему начало от М. В. Ломоносова. Стихи М. 30-х гг., отмеченные признанием: «пора вам знать — я тоже современник» («Полночь в Москве», «Лит. газета», 1932, 23 ноября), связаны с раздумьями над ответственностью художника перед временем, они говорят о большой искренности поэтич. пути М. («За гремучую доблесть...», «Андрею Белому» и др.). В воронежском цикле стихов, созданном в 1935—37 и частично опубл. в 1965—66, появляются новые для М. темы рус. природы, «земли» («Чернозём», «Я к губам подношу эту зелень» и др.). Поэт ищет пути к «таинственно-родному» стиху, нужному народу. В 1933 была написана кн. «Разговор о Данте», в к-рой наиболее полно изложены взгляды М. на поэзию.

    Соч.: Камень. Стихи, 3 изд., М., 1923; Tristia, П.—Берлин, 1922; Вторая книга, М., 1923; О природе слова, X., 1922; О поэзии. Сб. ст., Л., 1928; Стихотворения, М. — Л., 1928; Собр. соч., Нью-Йорк, 1955 (Библиогр.); Собр. соч., т. 1, Вашингтон, 1964; Примус. Стихи для детей, Л., 1925; [Стихотворения], в кн.: День поэзии, М., 1962; Восемь неизд. стихотворений, «Москва», 1964, № 8; [Стихотворения], «Простор», 1965, № 4; [Стихотворения], там же, 1966, № 11; Из «Воронежских тетрадей». [Предисл. А. Немировского], «Подъем», 1966, № 1; Разговор о Данте, М., 1967.

    Лит.: Гумилев —79; Блок А., Дневник 1920 года, Собр. соч., т. 7, М. — Л., 1963, с. 371; Жирмунский В., На путях к классицизму, в его кн.: Вопр. теории лит-ры, Л., 1928; Тынянов —73; Пяст В., Встречи, М., 1929; Берковский Н., О прозе Мандельштама, в его кн.: Текущая лит-pa, М., 1930; Эренбург Чуковский Н., Встречи с Мандельштамом, «Москва», 1964, № 8; Цветаева М., История одного посвящения, «Лит. Армения», 1966, № 1; Орлов «Вопр. лит-ры», 1966, № 10; История рус. лит-ры конца XIX — нач. XX века. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1963.

    Ал. Морозов

    Раздел сайта: